Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

 Справка о материально-техническом обеспечении

МБДОУ № 34, реализуя Программу, обеспечивает материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи, в т. ч.:

─ осуществляет все виды деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;

─ организовывает участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;

─ использует в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т.ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

─ обновляет содержание основной образовательной программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

─ обеспечивает эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной,  правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;

─ эффективно управляет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе, создаёт материально-технические условия, обеспечивающие:

1) возможность достижения  воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;

2) выполнение Организацией требований:

– санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:

  • к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
  • оборудованию и содержанию территории,
  • помещениям, их оборудованию и содержанию,
  • естественному и искусственному освещению помещений,
  • отоплению и вентиляции,
  • водоснабжению и канализации,
  • организации питания,
  • медицинскому обеспечению,
  • приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность,
  • организации режима дня,
  • организации физического воспитания,
  • личной гигиене персонала;

– пожарной безопасности и электробезопасности;

охране здоровья воспитанников и охране труда работников Организации;

Организация имеет необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников, педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:

– учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);

– помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

– оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,

– мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.

Программа оставляет за Организацией право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации основной образовательной программы.

Программой предусмотрено также использование Организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч.  информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Условия реализации основной общеобразовательной программы составлены по содержанию нормативных требований по  Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. N 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (далее СанПиН).

Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового и культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность. Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.   Основные требования ФГОС и принципы организации среды соблюдены в программе. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

  • содержательно-насыщенной, развивающей;
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной;
  • здоровьесберегающей;
  • эстетически-привлекательной.

Основные принципы организации среды. Оборудование помещений дошкольного учреждения безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Развивающая предметно-пространственная среда насыщенна, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности детей, отвечает потребностям детского возраста. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных достаточным количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития выступают:

  • уголок для сюжетно-ролевых игр;
  • уголок ряжения (для театрализованных игр);
  • книжный уголок;
  • зона для настольно-печатных игр;
  • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
  • уголок природы (наблюдений за природой);
  • спортивный уголок;
  • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
  • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Развивающая предметно-пространственная среда выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды учитывалось, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).

В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз обновлет игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.

В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя  модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает доступ к объектам природного характера; побуждает к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Развивающая предметно-пространственная среда организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

Объекты для проведения практических занятий

        Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий:

        Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.

        Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ учебные кабинеты, объекты спорта, культуры оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования  МБДОУ  № 34.

       В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей.

       Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами. 

       Предметно — пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка.  Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.

Название кабинета

Функциональное использование

1 В ДОУ фунционируют -4 группы
  • проведение занятий;
  • организация индивидуальной работы по образовательной области «художественно – эстетическое развитие», организация выставок для детей тематических и традиционных, знакомство детей с работами выдающихся мастеров.
  • организация практической познавательной деятельности
  • обучение детей конструктивной деятельности с использованием строительного материала, конструктора, бумаги, бросового и природного материалов
  • лич­ностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями;
  • развитие у детей первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение;
  • организация развлечений, просмотр и показ спектаклей, театра;
  • организация индивидуальной работы с детьми, развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков.
  • проведение индивидуальных физкультурных занятий, удовлетворение двигательной активности детей;
  • развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение детьми операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках
  • формирование ролевых действий; стимуляция сюжетно — ролевой игры; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей
  • проведение практических и тематических занятий по закреплению ПДД, ППБ , проведению игр и бесед по правилам дорожной безопасности, пожарной безопасности, профилактика бытовых травм.
  • обучение детей хозяйственным делам, а также воспитание дисциплины и трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, уверенности в действиях
2 медицинский кабинет -1
  • Помещение предназначено для медицинского осмотра детей.
3
4
5 спортивный зал, музыкальный зал -1
Проведение:

  • физкультурных занятий;
  • зарядок с детьми;
  • праздников, развлечений;
  • общественных мероприятий дошкольного учреждения.
  Проведение:

  • музыкальных занятий;
  • утренников, развлечений, связанных с музыкально-ритмической деятельностью детей всех возрастных групп;
  • просмотр и показ различных спектаклей;
  • организация индивидуальной работы с детьми;
  • семинаров;
  • презентаций.

Перечень объектов для проведения практических занятий

на территории детского сада

1 Автогородок
  • Практические занятия по правилам дорожного движения.
2 Спортивная площадка
  • Проведение физкультурных занятий на улице, утренней гимнастики, спортивных праздников, развлечений
3 Огород
  • Предназначен для опытно исследовательской деятельности, по ознакомлению с окружающей средой, миром природы, трудовой деятельностью

Предметно-развивающая  среда  помещений и групповых  комнат  МБДОУ № 34

 

 
Вид  помещения Основное  предназначение Оснащение
                                Предметно-развивающая среда в МБДОУ № 34
Музыкальный  зал Непосредственно образовательная деятельность

Утренняя  гимнастика

Досуговые мероприятия, праздники

Театрализованные представления

Родительские собрания и мероприятия для родителей.

 

Мультимедийная установка, ноутбук

Пианино

Детские музыкальные инструменты

Различные виды театра,  ширмы

 

 

Медицинский  кабинет

 

 

Осмотр детей, консультации  медсестры

Консультативно-просветительская  работа с родителями и сотрудниками ДОУ

 

Изолятор

Медицинский  кабинет

 

Коридоры ДОУ

 

Информационно-просветительская  работа  с  сотрудниками  ДОУ  и  родителями

 

 

Стенды для  родителей,  визитка  ДОУ

Стенды  для  сотрудников

Участки

 

Прогулки, наблюдения

Игровая  деятельность

Самостоятельная двигательная деятельность

Трудовая  деятельность

 

 

 

Прогулочные  площадки  для  детей  всех  возрастных  групп

Дорожки  для  ознакомления  дошкольников  с правилами  дорожного  движения

Цветники, экологическая  тропа

Физкультурная площадка Организованная образовательная деятельность по физической культуре, спортивные игры, досуговые мероприятия, праздники

 

 

Спортивное оборудование

Оборудование для спортивных игр

                                    Предметно-развивающая среда в группах
Микроцентр «Физкультурный  уголок» Расширение  индивидуального  двигательного опыта  в  самостоятельной  деятельности Оборудование  для ходьбы, бега, равновесия

Для катания, бросания, ловли

Для ползания и лазания

Атрибуты  к  подвижным  и спортивным  играм

 

 

Микроцентр «Уголок  природы» Расширение познавательного  опыта, его использование в трудовой деятельности

 

Календарь природы

Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями

Сезонный материал

Паспорта растений

Стенд  со  сменяющимся  материалом  на  экологическую  тематику

Макеты

Литература   природоведческого  содержания, набор картинок, альбомы

Материал для проведения элементарных опытов

Обучающие и дидактические игры по экологии

Инвентарь   для  трудовой  деятельности

Природный   и  бросовый  материал.

 

 

Микроцентр «Уголок развиваю-щих  игр» Расширение  познавательного  сенсорного  опыта  детей Дидактический материал по сенсорному воспитанию

Дидактические  игры

Настольно-печатные  игры

Познавательный материал

Материал для детского экспериментирования

 

 

Микроцентр

«Строительная

мастерская»

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности

 

 

Развитие ручной умелости, творчества

Выработка позиции творца

Напольный  строительный  материал

Настольный строительный материал

 

 

Пластмассовые конструкторы (младший возраст- с крупными деталями)

Конструкторы с металлическими деталями (старший возраст)

Схемы и модели для всех видов конструкторов (старший возраст)

Транспортные  игрушки

Схемы, иллюстрации  отдельных  построек (мосты, дома, корабли, самолёт и  др.).

 

 

Микроцентр «Игровая  зона» Реализация  ребенком  полученных  и  имеющихся знаний  об  окружающем  мире  в  игре

Накопление  жизненного  опыта

Атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Армия», «Библиотека», «Ателье» и т.д.)

 

 

 

 

Микроцентр «Уголок  безопасности» Расширение  познавательного  опыта,  его  использование  в повседневной  деятельности Дидактические, настольные  игры  по  профилактике  ДТП

Дорожные  знаки

Литература  о  правилах  дорожного  движения

 

 

Микроцентр «Краеведческий уголок» Расширение  краеведческих  представлений  детей,  накопление  познавательного  опыта Государственная символика

Элементы костюмов народов

Наглядный материала: альбомы, картины,

фотоиллюстрации и др.

Предметы народно — прикладного искусства

Предметы русского быта

 

 

Детская художественная

литература

 

Микроцентр «Книжный  уголок» Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. Детская   художественная  литература в соответствии с возрастом детей

Иллюстрации по темам  образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой

Материалы о художниках – иллюстраторах

Портрет поэтов, писателей (старший возраст)

Тематические выставки

 

 

Микроцентр «Театрализованный  уголок» Развитие  творческих  способностей  ребенка,  стремление  проявить  себя  в  играх-драматизациях Ширмы

Элементы костюмов

Различные виды театров (в соответствии с возрастом)

Предметы декорации

 

 

 

Микроцентр «Творческая  мастерская» Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности

Развитие ручной умелости, творчества

Выработка позиции творца

Бумага разного формата, разной формы, разного тона

Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)

Наличие цветной бумаги и картона

Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, салфеток  для аппликации

Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)

Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей

Альбомы-раскраски

Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки

Предметы народно – прикладного искусства

 

 

Микроцентр «Музыкальн

ый  уголок»

Развитие   творческих  способностей  в  самостоятельно-ритмической  деятельности Детские музыкальные инструменты

Портрет композиторов (старший возраст)

Магнитофон

Телевизор

DVD

Набор аудиозаписей

Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)

Игрушки-самоделки

Музыкально-дидактические игры

Библиотека- медиатека в МБДОУ № 34

Список программ, методической литературы, пособий, интернет-порталов, периодических изданий, используемых педагогами для организации воспитательно-образовательного процесса 

Библиотека — медиатека в детском саду

Наш детский сад и создал свою небольшую библиотечку-медиатеку.
Одной из важных составляющих методического кабинета дошкольного учреждения является правильно организованная библиотека. В современном ДОУ она служит центром формирования навыков детского и семейного чтения: приобщает дошкольников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга , развивает информационную культуру личности , участвует в адаптации детей к условиям жизни в обществе.
Основу книжного фонда в методическом кабинете нашего ДОУ составляет обычно специализированная литература по вопросам развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ежегодно он пополняется новыми экземплярами в соответствии с изменяющимися педагогическими тенденциями и разнообразием современного книжного рынка. Но поскольку книга перестала быть единственным источником информации, то в арсенале современного ДОУ появляются видео — и аудиоматериалы, энциклопедии и т.д. Открытию библиотеки – медиатеки в МБДОУ № 34 способствовала появление методической, развивающей литературы и пособий на электронных носителях , подключение к сети Интернет, а также изменившиеся интересы и потребности пользователей (педагогов и родителей), желающих получать информацию с помощью средств информационных технологий. Библиотека – медиатека представляет собой информационный центр, который накапливает, каталогизирует и систематизирует материалы на всех видах носителей, а также обеспечивает воспитателям, родителям и детям максимально возможный доступ к педагогической информации.
Основными задачами деятельности  являются обеспечение доступа к информационным образовательным ресурсам педагогическим работникам, воспитанникам ДОУ, их родителям, а также помощь участникам педагогического процесса в овладении информационными компетенциями, социализации воспитанников, развитии их творческого потенциала. Библиотека – медиатека формируют навыки независимого библиотечного пользователя: поиск, отбор, критическая оценка информации, внедрение новых информационных технологий.

Миссия библиотеки — медиатеки заключается:
• В повышении компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания дошкольников;
• Обеспечение доступа педагога и пользователя-родителя к объективной и всесторонней информации о воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста;
• Формирование информационной культуры личности педагога;
• Консультативной помощи в поиске и выборе источников информации (использование ее в самообразовании, индивидуальной и групповой работе с детьми);
• Активизации внимания родителей к проблеме приобщения детей к чтению,книге;
• Пропаганде ценности детства.

Особое значение в организации деятельности библиотеки — медиотеки имеет планирование с учетом знаменательных дат, праздников и традиционных массовых мероприятиях детского сада. В начале года составляется годовой план работы с указанием направлений и содержания деятельности, срока выполнения и ответственных исполнителей, а в конце учебного года — отчет о проделанной работе.
На сегодняшний день в нашей библиотеке – медиотеке ДОУ ежемесячно оформляются стендовые материалы для просветительской работы с родителями, презентационный материал к городским окружным открытым мероприятиям, выставкам.

Использование ресурсов библиотеки — медиатеки.

Помимо обеспечения информационными ресурсами участников образовательного процесса библиотека – медиатека выполняет педагогическую функцию – ее ресурсы используются при организации массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры воспитанников. Актуальной проблемой является приобщение дошкольников к книге, ведь статус чтения и отношение к нему сильно изменилось . Многие родители сами практически не читают и зачастую не осознают, что чтение – это ключ к современному информационному пространству. Поэтому одна из важнейших задач — повышение компетентности родителей в сфере детской культуры, общение с ребенком на основе книги и системной работы с текстом.
В специальном разделе для родителей представлено психолого-педагогическая литература, рекомендательная библиография и другая полезная информация.
Групповая работа с детьми по приобщению их к книге организуется по средствам «громкого чтения». Сочетание живого голоса, книги и общения создает ауру тепла и общности, которая способствует возникновению положительных эмоций. В ДОУ проводятся тематические мероприятия, например, книжные выставки, литературные викторины досуги, КВНы.
Особый интерес вызывает медиалекторий для детей «Хочу все знать!». Помимо традиционных форм проводится виртуальные путешествия, интерактивные игры и викторины, разработанные на основе презентаций.
Подводя итоги, можно отметить, что  «Библиотека -медиотека» является информационно-образовательным центром ДОУ, т.к. имеет достаточные ресурсы по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, хорошее техническое оборудование и обеспечивает разнообразие форм досуговой деятельности воспитанников.

Объекты спорта и физкультурное оборудование в ДОУ

  • Объекты спорта, находящиеся на территории ДОУ:
    1. Совмещенный спортзал и музыкальный зал

    Оборудование спортивного зала составляют:

    гимнастическая стенка (высота 2,5 м);

    гимнастическая доска (длина 2,5 м, ширина 20 см);

    гимнастическая скамейка (длина 3 м, высота 20, 25, 30 см);

    мишени разных типов;

    стойки и планки для прыжков;

    пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.);

    набор физкультурных пособий, состоящий из мячей, обручей, скакалок разных размеров;

    дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т.д.);

    игровые детали-атрибуты (рули, нагрудные знаки);

    Разноцветные флажки – 50 шт.

    Платочки – 20 шт.

    Разноцветные салютики 38 шт.

    Обручи  — 46 шт.

    Мячи пластмассовые – 45 шт

    Мячи разные — 28 шт.

    Палки гимнастические – 48 шт.

    Погремушки – 130 шт.

    Султанчики – 50 шт.

    Кубики пластмассовые – 54 шт.

    Шведская лестница – 1 шт.

    Канат —  2шт.

    Мат – 1 шт.

    Стойки со щитами для метания в цель – 2 шт.

    Стойки для прыжков в высоту – 2 шт.

    Дуги для ползания – 4 шт.

    Скамейки для развития равновесия – 2 шт.

    Кубы для спрыгивания – 7 шт.

    Кольца гимнастические – 1 пара
    Спортивная площадка

    щит баскетбольный

    кольцо для метания

    спортивный комплекс

    яма для прыжков в длину

    островок равновесия («тропинка здоровья» с природным покрытием, наклонная доска, «змейка», бревно для ходьбы)

    нетрадиционное выносное оборудование (мешочки, бутылки с песком, гири, метелочки, веревочки).

     

    4 прогулочных площадки, соответствующих возрастным особенностям детей, оборудованных  деревянными игровыми конструкциями для проведения НОД по физкультуре.

     

Средства обучения и воспитания ДОУ

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Имеющиеся в ДОУ  средства обучения:

печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);

электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);

аудиовизуальные (слайды);

наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)

спортивные снаряды, мячи и т.п.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);

Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)

Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);

сотворчество педагога и обучающегося;

приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. С более подробной информацией о средствах обучения и воспитания, используемых в образовательной деятельности учреждения Вы можете познакомиться посмотрев документ.

Средства обучения и воспитания

Образовательные области

Материально-техническое и
учебно-материальное обеспечение

Физическое развитие Обручи пластмассовые, палка пластмассовая гимнастическая, мячи разного диаметра, набор кеглей, дуги для подлезания, коврики массажные, массажеры для ног, корригирующая дорожка, скамейки для ходьбы (наклонная, с препятствиями), шведская лестница, кольцеброс, мешочки для равновесия, скакалки детские, канат для перетягивания, флажки разноцветные, ленты.
Набор предметных карточек «Предметы гигиены».
Набор предметных карточек «Мое тело», «Режим дня».
Наглядное методическое пособие ( плакаты, схемы).
Социально-коммуникативное развитие Грузовые, легковые автомобили, игрушки (куклы в одежде, куклы-младенцы, одежда для кукол).
Набор демонстрационных картин «Правила дорожного движения», «Пути и средства сообщения».
Набор демонстрационных картин «Правила пожарной безопасности».
Набор предметных карточек «Транспорт».
Наборы сюжетных картинок «Дорожная азбука», «Уроки безопасности».
Набор предметных карточек «Профессии», «Символика»
Дидактические пособия, печатные пособия (картины, плакаты).
Наборы игрушечной посуды.
Наборы парикмахера.
Наборы медицинских игровых принадлежностей.
Игровой модуль «Кухня».
Игровой модуль «Парикмахерская».
Оборудование для трудовой деятельности (совочки, грабельки, палочки, лейки пластмассовые детские)
Природный материал и бросовый материал для ручного труда
Картины, плакаты «Профессии», «Кем быть», «Государственные символы России» и др.
Набор предметных карточек «Инструменты», «Посуда», «Одежда» и др.
Книги, энциклопедии, тематические книги.
Познавательное развитие Макеты «Государственных символов России».
Географические карты, атласы, хрестоматии
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
Учебные приборы (микроскоп, колбы, песочные часы, компас и др).
Наборы тематических предметных карточек «Посуда», «Овощи», «Деревья», «Животные», «Птицы», «Мебель», «Бытовые приборы», «Растения», «Грибы», «Ягоды», «Одежда», «Насекомые», «Земноводные».
Серия демонстрационных сюжетных тематических картин «Дикие Животные», «Домашние животные» «Мир животных», «Домашние птицы», «Птицы», «Времена года».
Домино с цветными изображениями, шнуровки различного уровня сложности, игрушки-персонажи, напольный конструктор деревянный, наборы настольного конструктора, набор счетного материала, счетные палочки, комплект цифр и букв на магнитах, набор плоскостных геометрических фигур, наборы раздаточного математического оборудования.
Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм, дидактические игры «Цвет», «Форма», «Фигуры».
Информационный материал «Паспорт экологической тропы» Муляжи фруктов и овощей, увеличительное стекло,   набор контейнеров.
Речевое развитие Набор сюжетных карточек по темам «В походе», «В половодье», « Подарок школе» и др.
Предметные игрушки-персонажи.
Сюжетные картины «Наши игрушки», «Мы играем», «Звучащее слово».
Методическая литература (рабочие тетради, хрестоматии и др).
Обучающие пазлы «Учимся читать», «Азбука», «Развиваем речь, мышление и мелкую моторику», домино.
Художественно -эстетическое развитие Комплекты детских книг для каждого возраста, детские энциклопедии, иллюстрации к детской художественной литературе, портреты писателей.
Магнитная доска, мольберт, репродукции художников, портреты художников-иллюстраторов, комплект изделий народных промыслов (матрешка, дымка), наборы демонстрационного материала «Городецкая роспись», «Гжель», «Хохлома», «Дымка», тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования.
Бумага для рисования, палитра, стаканчики, трафареты, кисочки, карандаши простые, цветные, мелки восковые, бумага цветная, картон цветной, белый, безопасные ножницы, клей канцелярский, кисточка щетинная, пластилин, доска для работы с пластилином.
Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями, набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, игровые ложки, вертушка, трещотка, барабан, погремушки), металлофон.
Комплекты костюмов театрализованной деятельности, шапочки для театрализованной деятельности, ширма для кукольного театра настольная, игрушки-персонажи, флажки разноцветные, ширмы для театра, куклы, ёлки искусственные, гирлянды, наборы елочных игрушек, мишура.
Технические средства обучения

Наименование

количество

1

компьютер

3 (1 с выходом в интернет)

2

ноутбук

2 (1с выходом в интернет)

3

сканер

1

4

принтер

2

5

принтер + ксерокс + сканер

2

6

видеокамера

1

7

цифровой фотоаппарат

1

8

музыкальный центр

2

9

магнитофон

3

10

мультимедийный проектор

1

11

экран подвесной

1

12

микрофон

2

     
     

 

                                                                                                                                               

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями не реализуются.

Доступ в здание МБДОУ № 34

инвалидов и лиц с ОВЗ не обеспечен.

                                   

Организация питания в ДОУ

Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

Основными принципами организации питания в нашем учреждении являются:

Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.

Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.

Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.

Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.

Соблюдение санитарных и гигиенических требований к питанию (безопасность питания).

 В детском саду осуществляется сбалансированное трехразовое питание в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями детей. В меню представлены разнообразные блюда. В ежедневный рацион питания включены овощи и фрукты.

Организация питания находится под постоянным контролем у администрации детского сада.

Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность; хранятся в с соблюдением требований СаНПин и товарного соседства.
Устройство, оборудование, содержание пищеблока дошкольного заведения соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой.
Все блюда — собственного производства, готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами.

Организация питания инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. 

Специальные средства обучения и воспитания  для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями не осуществляются.

Приказ Об организации питания 2019-2020

Титул 

1 день 2 день 3 день 4день 5день 6день 7день 8день 9 день 10 день

Меню десятидневное

ОТВЕТЫ НА НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ О ПИТАНИИ ДЕТЕЙ:
МОЖЕТ ЛИ ДЕТСКИЙ САД ОБЕСПЕЧИТЬ РЕБЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПИТАНИЕМ, ЕСЛИ ЕМУ ПРОТИВОПОКАЗАН РЯД ПРОДУКТОВ

(ЦИТРУСОВЫЕ, МОЛОКО, КУРИЦА И ДР.)?

Меню детских садов городского округа Ялты в соответствии с 10,5 и 12-ти часовым режимом работы обеспечивает 4-х разовое питание воспитанников (I завтрак, II завтрак, обед, уплотненный полдник). Ассортимент продуктов питания, используемых в ежедневном меню МБДОУ, соответствует рекомендуемому СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» ассортименту основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных организациях.
В штате МБДОУ детских садов отсутствуют врач-аллерголог, диетсестра, т.е. нет условий для организации индивидуального питания детей с аллергией, ассортимент продуктов, используемый в МБДОУ, содержит большое количество основных продуктов, которые являются аллергенами для Вашего ребенка.

МОЖНО ЛИ ПРИНОСИТЬ ИЗ ДОМА СВОИ БЛЮДА В ДЕТСКИЙ САД, ЕСЛИ У РЕБЕНКА АЛЛЕРГИЯ НА НЕКОТОРЫЕ ПРОДУКТЫ?
К сожалению, такой вариант организации питания при посещении детского сада запрещен. Одним из документов, регламентирующих организацию питания в дошкольных образовательных организациях, является СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Согласно п. 14.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в дошкольные образовательные организации осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность.

В соответствии с Приложением 5 СанПиН 2.4.1.3049-13 в дошкольных образовательных организациях не допускается использовать в питании детей любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления, а также принесенные из дома (в том числе при организации праздничных мероприятий, празднований дней рождения и т.п.).
НУЖНО ЛИ ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПИЩЕ ДЕТСКОГО САДА ЗАРАНИЕ? КАКОЙ РЕЖИМ ПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ?
Для начала нужно приблизить домашний режим питания к тому, что будет в детском саду. В дошкольных учреждениях, как правило, завтрак — в 8.30, второй завтрак – в 10.30, обед — в 12.30 (для детей 3-7 лет), уплотненный полдник (с включением блюд ужина) — в 16.00. Ужинают дети дома. Оптимальное время для ужина — 19.00. Перед сном ребенку рекомендуется второй легкий ужин,

который может состоять из кефира или молока.
Если время кормления ребенка не совпадает с детсадовским, то переходить на новый режим питания нужно постепенно. Дети тяжело отвыкают от сложившегося стереотипа. При резкой смене графика кормления малыш может отказаться от еды; ведь чувство голода наступает в привычные часы, а спустя некоторое время аппетит у ребенка угасает. Лучше всего время кормления сдвигать постепенно на 10-15 минут, и начинать это надо, как минимум, за 2-3 месяца до того, как ребенок пойдет в садик.
Сложнее в детском саду приходится тем детям, родители которых вообще не придерживались никакого распорядка дня. В таком случае режим питания необходимо установить сразу же по поступлению ребенка в дошкольное учреждение. Детсадовского режима питания следует придерживаться до школы. Кроме того следует ознакомиться с меню детского сада, ассортиментом продуктов из которого готовятся блюда. Сложнее адаптируются к условиям детского сада те дети, которые не привыкли, есть блюда, традиционно включаемые в детское меню (запеканки, пудинги, каши, омлеты, кисели, напитки, приготовленные на молоке, тушеные и припущенные овощные блюда). Следует заметить, что при приготовлении блюд детского меню применяются щадящие способы тепловой обработки, такие как варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару, не используется жарка.
Поэтому, если в семье придерживаются режима дня, руководствуются принципами здорового питания, у ребенка не возникнет проблем при поступлении в детский сад.

ГДЕ МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ С МЕНЮ ДЕТСКОГО САДА? КТО ЕГО СОСТАВЛЯЕТ И НА ОСНОВАНИИ КАКИХ ДОКУМЕНТОВ?
Для того чтобы ознакомиться с регламентирующими документами по питанию детей дошкольного возраста, посещающих муниципальные образовательные учреждения городского округа Ялта Республики Крым, необходимо зайти через Интернет на официальный сайт Управления образования г. Ялта в раздел Подведомственные муниципальные учреждения. Детские сады.

Питание воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа Ялта Республики Крым осуществляется на основе Примерного 10-дневного меню. Примерное меню разработано на основе единых подходов к организации питания детей в МБДОУ,  в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»., утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. N26,
При составлении Примерного меню использован сборник технических нормативов «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для питания детей в дошкольных образовательных учреждениях», под ред. М.П. Могильного и В.А. Тутельяна . Данный сборник разработан научными работниками НИИ питания Российской Академии Медицинских наук и кафедры технологии продуктов общественного питания Пятигорского государственного технологического университета и предназначен для предприятий, обеспечивающих питание детей дошкольного возраста.
10-дневное меню в каждом детском саду утверждается приказом заведующей и на его основе составляется ежедневное меню. Организация питания детей в МБДОУ должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для обеспечения преемственности питания детские сады информируют родителей об ассортименте питания детей, вывешивая ежедневное меню с указанием выхода блюд и рекомендации по организации ужина в домашних условиях, а также рекомендации по питанию детей в выходные дни.

КАК ГОТОВЯТ В ДЕТСКОМ САДУ? МОЖНО ЛИ БЫТЬ УВЕРЕННЫМИ В СВЕЖЕСТИ ПРИГОТОВЛЕННЫХ БЛЮД?
Пищу, которая подается детям в детском саду, готовят на пищеблоке детского сада непосредственно перед употреблением. Так что насчет свежести блюд сомнений быть не должно.

Согласно санитарным требованиям на пищеблоках есть отдельные зоны – для разделки сырых продуктов, мясной цех, овощной, помещение, где моют посуду, горячий цех. Разделочные доски, ножи, другой кухонный инвентарь имеют маркировку, т.е. надписи: «для хлеба», «для масла», «для мяса сырого», «для мяса вареного» и т.д. и используются строго по назначению. Для каждого вида продуктов (мяса, рыбы, молока, овощей, яиц) имеются отдельные холодильники. Все продукты хранятся при температуре согласно условиям хранения, установленным производителем.
Сразу после приготовления пищи бракеражная комиссия снимает пробу, отмечает в специальном журнале характеристики приготовленного блюда (внешний вид, консистенция, цвет, запах, вкус) и разрешает выдачу блюд. Также непосредственно после приготовления пищи отбираются суточные пробы каждого приготовленного блюда. Суточные пробы отбираются стерильными или прокипяченными ложками в стерильную и прокипяченную посуду (банки, контейнеры) с плотно закрывающимися крышками. Посуда с пробами маркируется (указываются наименование приема пищи и дата отбора).
Суточные пробы сохраняются в течение не менее 48 часов при температуре +2… — +6 С в отдельном холодильнике. Контроль за правильностью отбора и хранения суточной пробы осуществляется ответственным лицом.

КТО КОНТРОЛИРУЕТ КАЧЕСТВО ПРИГОТОВЛЕННЫХ БЛЮД? МОГУТ ЛИ РОДИТЕЛИ ПРОВЕРИТЬ, ЧТО И КАК ГОТОВЯТ В ДЕТСКОМ САДУ?
Внутренний контроль за качеством поступающих продуктов, условиями их хранения, соблюдением технологии приготовления блюд осуществляют работники детского сада (заведующий, кладовщик), бракеражная комиссия (состав утверждается приказом заведующего). Кроме того в каждом детском саду есть либо комиссия по контролю за организацией питания, либо комиссия по административно-общественному контролю, либо какой-то другой орган, в состав которого входят как администрация и работники детского сада, так и представители родительской общественности. Обычно результаты контроля доводятся до сведения родителей на родительских собраниях (днях открытых дверей).
Внешний контроль в форме оперативных и тематических проверок осуществляют администрация городского округа Ялта совместно с Общественным советом и другими общественными организациями. Кроме того, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях подлежат обязательному контролю со стороны надзорных органов: Прокуратуры, Контрольно-счетной палаты, Территориального Управления Роспотребнадзора. Общественный контроль осуществляет Общественная палата города Ялта Республики Крым.

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

 

 

Приносить любые пищевые продукты домашнего  изготовления

(не промышленного),

а также принесенные из дома –

не допускается!!!

На основании приложения № 9 «Пищевые продукты, которые не допускается использовать в питании детей»  к СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.

0 1 2 3 4 5 7 9 11 22 33 44 55 66

Рекомендации родителям по организации питания дошкольников.

 Питание – это необходимая потребность организма и обязательное условие существования человека. Ещё Гиппократ сказал, что человек рождается здоровым, а все его болезни приходят к нему через рот с пищей.

Детский организм развивается бурно и быстро. Поэтому очень важно правильно организовать питание детей.

В детском саду рацион, согласно нормативным документам, включает в себя весь необходимый набор продуктов. Специально рассчитывается их калорийность и энергетическая ценность, организуется режим питания. Таким образом, обеспечивается суточная потребность в пищевых веществах и энергии у детей примерно на 75 – 80%.

Родители, помните!

  • Домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. Знакомьтесь с меню, его ежедневно вывешивают в ДОУ.
  • Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае, можно напоить его кефиром или дать яблоко.
  • Вечером дома важно дать малышу именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.
  • В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада.
  • В рацион ребенка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные.
  • Регулярное питание обеспечивает равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня, вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 приемов пищи через 3-4 часа.
  • Рацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом, должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников, питание во время болезни – от питания в обычное время, летний стол – от зимнего.
  • В идеале еда ребенка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Попытайтесь помочь ребенку «распробовать» вкус разных блюд. Проявите фантазию и боритесь с возникающей иногда у детей консервативностью в еде. Не забывайте учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
  • «Чистота – залог здоровья!», «Мойте руки перед едой!» — знакомые призывы. Как всем нам известно, лучшим средством от микробов является регулярное мытье рук. Научите вашего малыша мыть руки каждый раз, когда он приходит с улицы, после пользования туалетом и перед едой.
  • Знакомьте ребенка с правилами этикета за столом. Упущенный навык в определенном возрасте позже создает трудности, прежде всего для ребенка. Ребенок смотрит, как ведут себя взрослые за столом. Родители, помните об этом!
  • Еда должна приносить радость! Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Все негативные эмоции должны быть забыты, а за столом должны царить мир и покой. Время обеда лучше посвятить еде и своей любимой семье.

Помните, правильное питание — залог здоровья дошкольников.

Советы родителям о питании дошкольников

Советы родителям

Чтобы расти и интенсивно развиваться, детям необходимо постоянно восполнять запасы энергии. Нехватка любых пищевых веществ может вызвать задержку роста, физического и умственного развития, а также нарушение формирования костного скелета и зубов. В особенности это касается детей дошкольного возраста. Почему вопросы питания дошкольников являются такими важными? Потому что, к сожалению, большинство заболеваний сегодня начинают формироваться именно в этом возрасте. Это хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, такие как хронические гастродуодениты, холецистохолангиты и даже язвенная болезнь. Более того: именно нарушения в питании детей являются одной из основных причин и других хронических заболеваний детей.

Чем кормить детей дома?

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают три раза в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого “организованного” ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада, используя рекомендации медицинского работника детского учреждения.

Утром перед отправлением ребенка в детский сад не кормите его, так как он потом будет плохо завтракать в группе. Ну а если вам приходится отводить его очень рано, напоите кефиром или дайте яблоко. А как же происходит в большинстве семей? Мама утром торопится на работу и начинает насильно кормить ребенка. Малыш нервничает, из-за этого у него не выделяются пищеварительные ферменты, спазмируется желчный пузырь и не выходит желчь для переваривания пищи. Мама считает, что у него плохой аппетит, но ведь нельзя его отпустить из дома голодным! И насильное кормление продолжается!

Несколько слов об аппетите

Если у ребенка плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе. Есть истина, которую должна знать каждая мама: не так важно, сколько съест ребенок, намного важнее – сколько он сможет усвоить! Еда, съеденная без аппетита, вряд ли принесет пользу организму. Для улучшения аппетита ребенка надо не перекармливать, следует больше гулять и двигаться, спать в проветренном помещении, в общем, максимально придерживаться требований здорового образа жизни. Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии, избегайте ссор и неприятных разговоров за столом — это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит. Не давайте малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положите чуточку добавки. И вообще: стоит ли так бояться голода? Лучше съесть с аппетитом кусок хлеба, тщательно его пережевывая, чем под материнский крик – ранний завтрак, который вряд ли переварится. Если прием пищи становится мучением для матери и ребенка, то у ребенка может возникнуть отвращение к еде. Еда должна быть для ребенка удовольствием. Не добивайтесь аппетита принуждением! Ведь это первый шаг к желудочно-кишечной патологии.

Почему важно не спешить во время еды?

Переваривание пищи начинается во рту, где со слюной выделяется фермент амилаза, который уже в полости рта начинает расщеплять углеводы. Чем медленнее и спокойнее идет процесс обработки пищи во рту, тем лучше она будет переварена в желудке. Кроме того, слюна смачивает пищевой комок, и он легче проходит через пищевод. Таким образом, главное – научить ребенка жевать. Хуже всего, когда ребенок торопится и глотает куски. Эти куски плохо перевариваются, и организм почти ничего не усваивает. И тогда непереваренная пища проходит в двенадцатиперстную кишку, тонкую и толстую кишки – и травмирует их.

 

Почему надо избегать перекармливания?

Аппетит снижается и у перекормленных детей. Их бесконечно пичкают всякими вкусными яствами. Они не знают чувства голода, а следовательно, не знают положительных эмоций при его утолении. Оказывается, чувство голода, конечно, не хроническое и утоляемое, даже полезно.

Откажитесь от фаст-фуда!

Безусловно, каждый врач скажет, что чипсы и гамбургеры вредны, а молочные продукты и овощи полезны. С другой стороны, детям достаточно трудно внушить мысль о пользе несоленой пищи, приготовленных на пару овощей. Почему так изменились пищевые стереотипы? Почему вместо обычной картошки дети предпочитают картофельные чипсы, вместо хлеба – сухарики из пакетика? Несомненно, огромную роль играет реклама, формируя и у ребенка, и у его родителей образ современного чада. Кроме того, срабатывает чувство стадности. Стремление ребенка быть «как все» в большинстве случаев подавляет голос разума.

Родителям стоит помнить, что на формирование вкусовых пристрастий детей влияют в первую очередь гастрономические предпочтения членов семьи, атмосфера в доме и в обществе в целом. Если взрослые, ссылаясь на нехватку времени, питаются «на бегу», заменяя полноценные приемы пищи перекусами, то трудно ожидать от ребенка иного поведения. Продукты так называемого «фаст-фуда», например чипсы, достаточно калорийны, за счет чего подавляют активность пищевого центра, и ребенок не хочет есть основное блюдо. Именно в этом и заключается вредность так называемой мусорной еды.

Следует разъяснять детям, почему полезны те или иные продукты, что они дают организму и какой вред может причинить систематическое употребление еды «фаст-фуд».

Оказывается, наименьшее количество вредных веществ, включая азотистые соединения, а также радиоактивные элементы, содержится в крупах (зерна злаковых культур). Поэтому не забывайте о кашах! В них имеется много необходимого для роста, хорошо усвояемого растительного белка, углеводов, витаминов и микроэлементов. Для увеличения витаминов группы B можно в каши добавлять сырые отруби или дрожжи (по одной чайной ложке).

Все дети нуждаются в свежих фруктах. Если они вам недоступны, используйте лесные и дикие ягоды – их человек еще не успел испортить удобрениями. Заготовьте на зиму побольше клюквы (она хорошо сохраняется на морозе), черники, калины. Сделайте заготовки из садовых ягод: черной смородины, малины, облепихи и т.п. Витаминов в них достаточно.

Рацион дошкольника: рекомендации родителям

Принципы детского питания

В пищу дошкольнику годятся далеко не все блюда, которые едят не только его родители, но даже старшие братья и сестры.

Меню маленького ребенка состоит из более легко усваиваемых продуктов, приготовленных с учетом нежной и пока незрелой пищеварительной системы.
Также у маленьких детей другая потребность в энергетической ценности пищи.
Для организации правильного питания дошкольников родителям следует руководствоваться следующими принципами:
— адекватная энергетическая ценность,

— сбалансированность пищевых факторов,

— соблюдение режима питания.

На столе должна быть разнообразная и вкусная пища, приготовленная с соблюдением санитарных норм.

Рацион ребенка от трех до семи лет обязательно содержит мясо, рыбу, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, а также овощи и фрукты. Не меньше трех четвертей рациона должна составлять теплая и горячая пища.
Можно и нельзя

Источником белка − строительного материала для быстро растущего организма − являются мясо, яйца, творог и рыба. Для питания дошкольников лучшим мясом считаются нежирная телятина, куры, индейка. Из рыбы предпочтительнее всего треска, судак, минтай, хек, навага и горбуша.

Деликатесы, копчености, икра и прочие «праздничные» блюда и давать лучше по праздникам − они раздражают слизистую желудка и кишечника, а большой ценности не представляют.

Вопреки распространенному мнению, жареную пищу давать маленьким детям можно, хотя лучше отдать предпочтение вареным или тушеным блюдам. Котлеты и фрикадельки можно зажаривать, но не сильно − жир, на котором их жарят, способен вызывать изжогу. Куда лучше приготовить их на пару или в соусе.

Что и сколько

Каждый день ребенок должен получать молоко и молочные продукты − кефир, ряженку, нежирный творог и йогурт.Их можно приготовлять на завтрак, полдник или ужин, использовать как в натуральном виде, так и в запеканках, бутербродах и десертах.

Овощи, фрукты и соки из них также требуются дошкольнику ежедневно. Для полноценного питания дошкольнику необходимо 150–200 г картофеля и 200–250 г других овощей в день. В их числе − редис, салат, капуста, огурцы, помидоры и зелень. Фруктов и ягод нужно тоже немало − 200–300 г в свежем виде, плюс соки и нектары. Свежие овощи и фрукты − главный источник витаминов для ребенка.

Вдобавок к мясу и овощам, детям нужны хлеб и макароны из твердых сортов пшеницы, а также жиры в виде сливочного и растительного масел.

Соблюдаем режим

Чтобы ребенок ел хорошо, еда должна доставлять ему удовольствие. Капуста и каша вызывают не меньшую радость, чем кусок пирога, если и то, и другое равно вкусно и красиво. Дети любят интересно оформленные блюда из разнообразных продуктов.

Кроме того, очень важно соблюдать пищевой режим. Если ребенок ест слишком редко, с большими интервалами, от голода его умственные и физические способности снижаются, а стремление наестся поплотнее может стать дурной привычкой. Если же ребенок ест слишком часто, у него ухудшается аппетит, он не успевает проголодаться.

Оптимальным режимом считаются четыре приема пищи в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Калорийность блюд должна распределяться так: 25 процентов суточной нормы приходится на завтрак, 40 процентов − на обед, 15 процентов − на полдник и 20 процентов − на ужин.

Ребенок, посещающий детский сад, чаще всего три из четырех раз ест там. Дома он получает только ужин. Родителям имеет смысл брать в саду копию меню на неделю, чтобы не готовить на ужин то, что в этот день ребенок уже ел.

Также стоит учитывать, что не все продукты необходимо давать детям ежедневно. Так, в списке продуктов на каждый день находятся молоко, масло, хлеб, мясо и фрукты. А вот рыбу, яйца, сметану и твердый сыр достаточно получать раз в два-три дня.

Желания и безопасность

Маленьким детям следует готовить пищу так, чтобы она была безопасна для них. Малыш может подавиться куском мяса, поэтому его лучше готовить, предварительно нарубив или размолов в фарш.

Овощи можно отварить и измельчить, приготовить из них запеканку, котлеты или оладьи. Из рыбы при готовке нужно тщательно выбрать все кости, чтобы малыш не подавился.

А что делать, если ребенок не желает есть какие-то продукты? Для начала попробуйте выяснить, почему он не хочет их есть. Перед тем, как предложить еду малышу, попробуйте ее сами. Возможно, она просто не кажется ему вкусной.

Измените рецептуру, добавьте в продукт чего-нибудь еще, или, наоборот, добавьте его в какое-нибудь другое блюдо. Не заставляйте ребенка есть уговорами и тем более угрозами − этим можно добиться только полного отвращения.

Завершающий штрих

Нельзя обойти вниманием и напитки. Ребенку можно предложить чай, компот, кисель, фруктовые и овощные соки и нектары, отвары ягод и молоко. Однако следует контролировать состав всех напитков – за исключением разве что чистой питьевой воды.

Особенно тщательно надо следить за количеством сахара. Для дошкольника дневная норма составляет 50 г. В стандартной банке сладкого газированного напитка содержится примерно недельная норма сахара, поэтому такие напитки лучше и вовсе исключить или разрешать в небольших количествах и очень редко.

В заключение можно сказать, что готовить ребенку отдельно − зачастую означает делать двойную работу. Так что соблюдение принципов рационального питания для малыша − хороший повод употреблять здоровую пищу и для взрослых. Сокращайте на столе долю острых, жареных и жирных блюд в пользу овощей, фруктов и полезных напитков.

Рекомендация для родителей «Правильное питание для дошкольников»

“Человек рождается здоровым,

все его болезни приходят

к нему через рот с пищей”

Гиппократ

Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека. Мы чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или, что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка. Вы сформируете его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от вас будет зависеть его будущее здоровье. Важно правильно организовать питание детей. Все процессы, протекающие внутри человеческого организма – носят ритмичный характер. Режим питания важен в любом возрасте, особенно велико его значение для детей и подростков. Регулярное питание призвано обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня. Вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 разовый приём пищи через каждые 3-4 часа. Питание должно быть разнообразным, это служит основой его сбалансированности. Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор. В рацион ребёнка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные,

растительные;

Еда ребёнка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Надо помочь ребёнку “распробовать” вкус разных блюд. Проявите фантазию, боритесь с возникновением у ребёнка консервативностью к еде. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, возможную непереносимость продуктов.

Количество энергии, поступающей в организм с продуктами, равно количеству энергии, затраченной ребёнком. Еда должна приносить радость! Она служит важным источником положительных эмоций. Замечено, что больше всего наслаждения получает не обжоры, а гурманы, для кого еда – приключение, кто любит пробовать диковинные блюда, знакомится с кухнями разных народов, осваивать новые рецепты и необычные блюда. Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Во время еды категорически не рекомендуется обсуждать любого рода проблемы, особенно семейного характера. Все негативные эмоции должны быть забыты, за столом должен царить мири покой. Помните: “Когда я ем- я глух и нем” и “Лучше молчать, чем говорить”. Последнее касается такого объекта семейной любви, как телевизор. Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление: семейный стол – место, где всем уютно, тепло и, конечно вкусно!

Родителям на заметку:

Домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. Знакомьтесь с меню, его ежедневно вывешивают в ДОУ;

Перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада;

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребёнок будет плохо завтракать в группе;

Вечером дома важно дать ребёнку именно те продукты и блюда, которые он не получил днем;

В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского еда.

Знание правил этикета всегда отличает воспитанного, культурного, достойного человека, а именно таким мы хотим видеть наших малышей. Соблюдение правил поведения за столом также важно и с точки зрения правильного питания. Чем раньше ребёнок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Чему вы научите ребёнка в раннем возрасте, останется на всю жизнь. Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если вы будете мягко, но настойчиво объяснять ребёнку, почему так делать нельзя.

Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть развалившись, то прольёшь на себя суп из ложки… Этикету сложно научить лишь постоянным повторением правил поведения. Ребёнок смотрит, как ведут себя взрослые. Родители! Помните об этом!

Как правильно сидеть за столом:

Садиться за стол можно только с чистыми руками;

Сидеть надо прямо, не раскачиваясь;

На стол можно положить только запястья, а не локти;

Руки следует держать как можно ближе к туловищу;

Сидя за столом, можно лишь слегка наклонить голову над тарелкой;

Разговаривать во время еды естественно и прилично, особенно во время праздничного застолья, но не с полным ртом.

Во время еды следует:

Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно;

Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынут, а не дуть на них;

Есть беззвучно, а не чавкать;

Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует;

Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа;

Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.

Не забывайте пользоваться салфетками!

О правилах гигиены питания.

“Чистота – залог здоровья!”, “Мойте руки перед едой!” — старые призывы многих поколений. Показывайте ребенку хороший пример, заботясь о себе, поддерживая себя в ухоженном состоянии и следуя тем же самым привычкам, которые вы хотите научить своего ребенка. Лучшим средством от микробов является регулярное мытьё рук. Научите вашего ребёнка мыть руки каждый раз, когда он приходит с улицы, после пользования туалетом и перед едой, после того, как он поиграет с животными. Когда детям нравится содержать себя в чистоте, они приобретают эту привычку на всю жизнь. Ежедневно помогайте своему ребенку приобретать и закреплять навыки безопасного питания.

Научите вашего ребёнка:

Соблюдать правила личной гигиены;

Различать свежие и несвежие продукты;

Осторожно обращаться с незнакомыми продуктами.

Крепкие зубы – это не только красивая улыбка, это – здоровье ребёнка. Значение здоровых зубов трудно переоценить. Они нужны, чтобы пережевывать пищу. Вот что надо делать, чтобы зубы у ребенка оставались как можно более здоровыми.

ежедневно чистить зубы утром и вечером не менее двух минут. Чистить зубы надо начинать с того момента, как прорезался первый зуб.

после вечерней чистки зубов ребенку в рот не должно попасть ни молоко, ни какая-либо другая пища, иначе смысл чистки теряется. Допустима только вода, естественно без сахара.

Увеличить количество твердой пищи (яблоки, морковь, груши и т. д.). Лучше предложить ребёнку кусочек яблока, чем пюре. Яблоко и очистит зубы, и помассирует десны.

Снизить количество поступаемых углеводов. Гораздо лучше для зубов, если ребенок сразу съест целую шоколадку и сразу после этого почистит зубы, чем если он растянет эту шоколадку на целый день.

Игры по питанию для детей и родителей.

Игра – это наиболее действенный для ребёнка способ познания и взаимодействия с окружающим миром. Итак, играем.

“Каши разные нужны”. Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие крупы он знает, и ответить, как будут называться вкусные каши из этих круп? (Каша из гречи – гречневая; каша из риса – рисовая и т. д.)

“Магазин полезных продуктов”. «Покупатель загадывает любой полезный продукт, затем, не называя, описывает его (называет его свойства, качества, то, что из него можно приготовить, чем он полезен) так, чтобы продавец сразу догадался, о каком продукте идет речь. Например: Покупатель. Дайте мне жидкость белого цвета, которая очень полезна для костей и зубов человека. Её можно пить просто так или варить на ней кашу. Продавец. Это молоко! Далее пары «продавец – покупатель» меняются ролями и игра продолжается.

Игры-загадки.

Придумай фрукты (овощи) на заданную букву.

Назови овощи только красного цвета.

Посчитай фрукты (овощи) (одно яблоко, два яблока…пять яблок).

Какие продукты понадобятся для того, чтобы приготовить… (борщ, пюре, запеканку, омлет, компот).

Назови 5 полезных продуктов и 5 вредных продуктов. Объясни, в чем их польза, а в чем вред.

Вспомни и назови 5 разных… (овощей, фруктов, круп, молочных продуктов, хлебобулочных изделий и т. д.)

Назови, какие блюда можно приготовить из (черники, яблока, капусты).

Например: из черники можно приготовить черничный пирог, черничное варенье, черничный сок.

Как организовать рациональное питание дома

Полноценным «строительство» детского организма станет в том случае, если Ваш малыш ежедневно будет иметь в своем рационе: 500 мл молока или кисломолочных продуктов в натуральном виде или вместе с чаем, злаковым кофе;

40 г. творога, одно яйцо;

60-70- г мяса (и не реже двух раз в неделю столько же рыбы — без нее детскому организму не обойтись, особенно головному мозгу);

20 г. сливочного масла, 7-10 г растительного масла (последнее лучше всего в натуральном виде, так как в нем есть те вещества, которые помогают становлению ЦНС, желудочно- кишечного тракта, гормональной системы);

150-200 г овощей (морковь, свекла, капуста и др.); фрукты — лучше всего те, которые растут в местности, где родился малыш;

40 г. сахара, крупяные блюда, а лучше ассорти (гречка, овсяные хлопья, рис и др.); хлеб — для детей этого возраста уже преимущественно черный;

Лучше всего весь объем пищи распределить на 4 приема и соблюдать несколько весьма полезных правил:

голод утоляют не сладкой пищей (берегите поджелудочную железу, а продуктами, содержащими белок (орехи, молоко, творог, овощи, фрукты и т. д.);

любой прием пищи лучше всего начинать с овощей или фруктового сока;

выпивать перед ночным сном стакана кефира;

утром, если интервал между пробуждением и завтраком в детском саду более 1,5 часа, можно утолить чувство голода половинкой яблока, 1-2 грецкими орехами, салатом из овощей, небольшим ломтиком сыра, чашки сока, галетным печеньем;

интервал между приемами пищи должен быть в пределах 3,5 – 4 часов; одинаково плохо для здоровья и сокращение, и удлинение интервалов.

Особенности питания детей в зимний период

Зимний период имеет свои особенности в организации правильного питания ребенка. Низкая температура воздуха оказывает определенное влияние на организм ребенка. Прежде всего, это повышенная отдача тепла, т. е. высокие энергетические затраты организма, что влечет за собой напряженность всех видов обмена веществ. В целях компенсации растущих энергетических потерь в первую очередь необходимо увеличить белковый компонент пищи. Ребенок ежедневно должен получать мясные и рыбные блюда и молочные продукты, в том числе творог. Особенно полезны кисломолочные продукты, белок которых легче усваивается, а главное – они положительно влияют на состав микрофлоры кишечника и тем самым поддерживают оптимальное состояние здоровья ребенка. В зимний период ребенок чаще болеет простудными заболеваниями, острыми респираторными и другими инфекциями. Устойчивость ребенка к заболеваниям во многом определяется достаточной обеспеченностью его организма витаминами. Особенно высока роль таких витаминов, как аскорбиновая кислота, витамины группы В, витамин А, а также каротин, из которого вырабатывается витамин А. Поэтому в рацион ребенка целесообразно ежедневно включать продукты, наиболее богатые витаминами: свежие овощи, фрукты, зелень. Известно, что зимой за время долгого хранения содержание витаминов в овощах и фруктах резко снижается. Поэтому наряду со свежими овощами и фруктами детям целесообразно давать соки, фруктовые и ягодные пюре промышленного производства, обогащенные витаминами. Можно использовать и быстрозамороженные продукты, в которых, благодаря современным технологиям, гарантирована сохранность витаминов.