Организация питания в МБДОУ № 34

Уважаемые посетители!

На этой странице вы можете ознакомиться с информацией

об организации питания воспитанников МБДОУ № 34

Приказ Об организации питания 2020-2021

Приказ по питьевому режиму 2020-2021

О создании Совета по питанию 2020 ПРИКАЗ

Положение О Совете по питанию

Приказ о Бракеражной комиссии 2020

Положение о Бракеражной комиссии

Режим групп холодный период 2020-2021

Постановление Организация питания от 14.09.2020 № 2955-п

Меню десятидневное

Титул1 день2 день3 день4день5день6день7день7день8день9 день10 день

Приказ УО № 215 питание ГКП

Постановление Администрации города Ялта- 2568-п от 17.12.2018

Методические_рекомендации_Роспотребнадзор

о внесении изменений в приложение №2. Компенсация

САНПИН

Телефон горячей линии по вопросам организации горячего питания:

3 654  23 09 71 — МБДОУ № 34;

+7(978) 901 32 65 — Управление образования Администрации г. Ялта Республики Крым;

Организация питания в ДОУ

Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

Основными принципами организации питания в нашем учреждении являются:

Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.

Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.

Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.

Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.

Соблюдение санитарных и гигиенических требований к питанию (безопасность питания).

 В детском саду осуществляется сбалансированное трехразовое питание в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями детей. В меню представлены разнообразные блюда. В ежедневный рацион питания включены овощи и фрукты.

Организация питания находится под постоянным контролем у администрации детского сада.

Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность; хранятся в с соблюдением требований СаНПин и товарного соседства.
Устройство, оборудование, содержание пищеблока дошкольного заведения соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой.
Все блюда — собственного производства, готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами.

Организация питания инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. 

Специальные средства обучения и воспитания  для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями не осуществляются.

ОТВЕТЫ НА НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ О ПИТАНИИ ДЕТЕЙ:
МОЖЕТ ЛИ ДЕТСКИЙ САД ОБЕСПЕЧИТЬ РЕБЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПИТАНИЕМ, ЕСЛИ ЕМУ ПРОТИВОПОКАЗАН РЯД ПРОДУКТОВ

(ЦИТРУСОВЫЕ, МОЛОКО, КУРИЦА И ДР.)?

Меню детских садов городского округа Ялты в соответствии с 10,5 и 12-ти часовым режимом работы обеспечивает 4-х разовое питание воспитанников (I завтрак, II завтрак, обед, уплотненный полдник). Ассортимент продуктов питания, используемых в ежедневном меню МБДОУ, соответствует рекомендуемому СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» ассортименту основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных организациях.
В штате МБДОУ детских садов отсутствуют врач-аллерголог, диетсестра, т.е. нет условий для организации индивидуального питания детей с аллергией, ассортимент продуктов, используемый в МБДОУ, содержит большое количество основных продуктов, которые являются аллергенами для Вашего ребенка.

МОЖНО ЛИ ПРИНОСИТЬ ИЗ ДОМА СВОИ БЛЮДА В ДЕТСКИЙ САД, ЕСЛИ У РЕБЕНКА АЛЛЕРГИЯ НА НЕКОТОРЫЕ ПРОДУКТЫ?
К сожалению, такой вариант организации питания при посещении детского сада запрещен. Одним из документов, регламентирующих организацию питания в дошкольных образовательных организациях, является СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Согласно п. 14.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в дошкольные образовательные организации осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. 

В соответствии с Приложением 5 СанПиН 2.4.1.3049-13 в дошкольных образовательных организациях не допускается использовать в питании детей любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления, а также принесенные из дома (в том числе при организации праздничных мероприятий, празднований дней рождения и т.п.).
НУЖНО ЛИ ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПИЩЕ ДЕТСКОГО САДА ЗАРАНИЕ? КАКОЙ РЕЖИМ ПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ?
Для начала нужно приблизить домашний режим питания к тому, что будет в детском саду. В дошкольных учреждениях, как правило, завтрак — в 8.30, второй завтрак – в 10.30, обед — в 12.30 (для детей 3-7 лет), уплотненный полдник (с включением блюд ужина) — в 16.00. Ужинают дети дома. Оптимальное время для ужина — 19.00. Перед сном ребенку рекомендуется второй легкий ужин,

который может состоять из кефира или молока.
Если время кормления ребенка не совпадает с детсадовским, то переходить на новый режим питания нужно постепенно. Дети тяжело отвыкают от сложившегося стереотипа. При резкой смене графика кормления малыш может отказаться от еды; ведь чувство голода наступает в привычные часы, а спустя некоторое время аппетит у ребенка угасает. Лучше всего время кормления сдвигать постепенно на 10-15 минут, и начинать это надо, как минимум, за 2-3 месяца до того, как ребенок пойдет в садик.
Сложнее в детском саду приходится тем детям, родители которых вообще не придерживались никакого распорядка дня. В таком случае режим питания необходимо установить сразу же по поступлению ребенка в дошкольное учреждение. Детсадовского режима питания следует придерживаться до школы. Кроме того следует ознакомиться с меню детского сада, ассортиментом продуктов из которого готовятся блюда. Сложнее адаптируются к условиям детского сада те дети, которые не привыкли, есть блюда, традиционно включаемые в детское меню (запеканки, пудинги, каши, омлеты, кисели, напитки, приготовленные на молоке, тушеные и припущенные овощные блюда). Следует заметить, что при приготовлении блюд детского меню применяются щадящие способы тепловой обработки, такие как варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару, не используется жарка.
Поэтому, если в семье придерживаются режима дня, руководствуются принципами здорового питания, у ребенка не возникнет проблем при поступлении в детский сад.

ГДЕ МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ С МЕНЮ ДЕТСКОГО САДА? КТО ЕГО СОСТАВЛЯЕТ И НА ОСНОВАНИИ КАКИХ ДОКУМЕНТОВ?
Для того чтобы ознакомиться с регламентирующими документами по питанию детей дошкольного возраста, посещающих муниципальные образовательные учреждения городского округа Ялта Республики Крым, необходимо зайти через Интернет на официальный сайт Управления образования г. Ялта в раздел Подведомственные муниципальные учреждения. Детские сады.

Питание воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа Ялта Республики Крым осуществляется на основе Примерного 10-дневного меню. Примерное меню разработано на основе единых подходов к организации питания детей в МБДОУ,  в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»., утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. N26, 
При составлении Примерного меню использован сборник технических нормативов «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для питания детей в дошкольных образовательных учреждениях», под ред. М.П. Могильного и В.А. Тутельяна . Данный сборник разработан научными работниками НИИ питания Российской Академии Медицинских наук и кафедры технологии продуктов общественного питания Пятигорского государственного технологического университета и предназначен для предприятий, обеспечивающих питание детей дошкольного возраста.
10-дневное меню в каждом детском саду утверждается приказом заведующей и на его основе составляется ежедневное меню. Организация питания детей в МБДОУ должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для обеспечения преемственности питания детские сады информируют родителей об ассортименте питания детей, вывешивая ежедневное меню с указанием выхода блюд и рекомендации по организации ужина в домашних условиях, а также рекомендации по питанию детей в выходные дни.

КАК ГОТОВЯТ В ДЕТСКОМ САДУ? МОЖНО ЛИ БЫТЬ УВЕРЕННЫМИ В СВЕЖЕСТИ ПРИГОТОВЛЕННЫХ БЛЮД?
Пищу, которая подается детям в детском саду, готовят на пищеблоке детского сада непосредственно перед употреблением. Так что насчет свежести блюд сомнений быть не должно.

Согласно санитарным требованиям на пищеблоках есть отдельные зоны – для разделки сырых продуктов, мясной цех, овощной, помещение, где моют посуду, горячий цех. Разделочные доски, ножи, другой кухонный инвентарь имеют маркировку, т.е. надписи: «для хлеба», «для масла», «для мяса сырого», «для мяса вареного» и т.д. и используются строго по назначению. Для каждого вида продуктов (мяса, рыбы, молока, овощей, яиц) имеются отдельные холодильники. Все продукты хранятся при температуре согласно условиям хранения, установленным производителем.
Сразу после приготовления пищи бракеражная комиссия снимает пробу, отмечает в специальном журнале характеристики приготовленного блюда (внешний вид, консистенция, цвет, запах, вкус) и разрешает выдачу блюд. Также непосредственно после приготовления пищи отбираются суточные пробы каждого приготовленного блюда. Суточные пробы отбираются стерильными или прокипяченными ложками в стерильную и прокипяченную посуду (банки, контейнеры) с плотно закрывающимися крышками. Посуда с пробами маркируется (указываются наименование приема пищи и дата отбора).
Суточные пробы сохраняются в течение не менее 48 часов при температуре +2… — +6 С в отдельном холодильнике. Контроль за правильностью отбора и хранения суточной пробы осуществляется ответственным лицом.

КТО КОНТРОЛИРУЕТ КАЧЕСТВО ПРИГОТОВЛЕННЫХ БЛЮД? МОГУТ ЛИ РОДИТЕЛИ ПРОВЕРИТЬ, ЧТО И КАК ГОТОВЯТ В ДЕТСКОМ САДУ?
Внутренний контроль за качеством поступающих продуктов, условиями их хранения, соблюдением технологии приготовления блюд осуществляют работники детского сада (заведующий, кладовщик), бракеражная комиссия (состав утверждается приказом заведующего). Кроме того в каждом детском саду есть либо комиссия по контролю за организацией питания, либо комиссия по административно-общественному контролю, либо какой-то другой орган, в состав которого входят как администрация и работники детского сада, так и представители родительской общественности. Обычно результаты контроля доводятся до сведения родителей на родительских собраниях (днях открытых дверей).
Внешний контроль в форме оперативных и тематических проверок осуществляют администрация городского округа Ялта совместно с Общественным советом и другими общественными организациями. Кроме того, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях подлежат обязательному контролю со стороны надзорных органов: Прокуратуры, Контрольно-счетной палаты, Территориального Управления Роспотребнадзора. Общественный контроль осуществляет Общественная палата города Ялта Республики Крым.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

  

Приносить любые пищевые продукты домашнего  изготовления

(не промышленного),

а также принесенные из дома –

не допускается!!!

На основании приложения № 9 «Пищевые продукты, которые не допускается использовать в питании детей»  к СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.

 

Пересмотрены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций

Пересмотрены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
Они не распространяются на семейные группы, размещенные в жилых квартирах (домах).

Сады могут быть с кратковременным (до 5 ч в день) или круглосуточным пребыванием, а также сокращенного (8-10 ч), полного (10,5-12 ч) и продленного (13-14 ) дня. Длительность нахождения ребенка в садике зависит от возможности организовать прием пищи (через каждые 3-4 ч) и дневной сон (при пребывании более 5 ч).
Требования к предельной наполняемости групп не изменились (к примеру, для садов общеразвивающей направленности на 1 ребенка до 3 лет должно приходиться не менее 2,5 кв. м игровой комнаты, от 3 до 7 лет — не менее 2 кв. м).
Детсады располагаются на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов. При этом должны соблюдаться нормативные уровни шума, загрязнения атмосферного воздуха, инсоляции и естественного освещения. В районах Крайнего Севера обеспечивается ветро- и снегозащита. Остальные требования к размещению детсадов отменены (в частности, минимальный радиус пешеходной доступности, расстояние до проездов, отсутствие магистральных инженерных коммуникаций городского (сельского) назначения).
Установлено, что постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка. Ревизия, очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляется не реже 1 раза в год.
Температура в ясельных игровых и приемных комнатах должна быть не менее 22 градусов, в остальных группах — не ниже 21, в спальнях — не менее 19 (ранее — 22-24, 21-23 и 19-20 градусов соответственно).
Общая продолжительность дневного сна детей в возрасте от 1 до 1,5 лет составляет до 3,5 ч, от 1,5 до 3 лет — не менее 3 ч, от 3 до 7 лет — 2-2,5 ч.
Уточнен список продуктов, запрещенных для питания детей. Теперь в него входит все мороженое, а не только с содержанием растительных жиров. В то же время из перечня исключены сырокопченые, полукопченые, подкопченные мясные гастрономические изделия и колбасы и замороженное мясо птицы.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций«

Бери ложку, бери хлеб!

«Представляешь, ходила сегодня в садик, в который нам дали путевку, ради интереса заглянула в меню и поняла, что за весь день моя дочь попробует только бутерброд и суп! Все остальное из того, что там значится, она просто не ест!» — волновалась одна из мам. «Твоя хоть суп любит, а мой Данька, наверное, вообще в садике будет голодный сидеть», — горестно вздохнула ее собеседница.

Прежде всего, давайте разберемся, каким должно быть питание дошкольника и почему. Распространенное мнение о том, что рациональное питание необходимо только детям первых двух лет жизни, в корне неверно. Правильно кормить ребенка нужно в любом возрасте, ведь во многом именно от питания зависит то, как будет развиваться его растущий организм.

Правила питания детей 3-8 лет

  1. Разнообразие. Чем разнообразнее набор продуктов, тем полноценнее удовлетворяется потребность в питательных веществах.
  2. Сбалансированность. Питание малыша должно быть полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы. Для дошкольников соотношение данных веществ составляет 1:1:3 или 1:1:4. Если это соотношение нарушено, то даже высококачественная пища будет усваиваться плохо. Кроме того, малыш должен получать достаточно минеральных веществ, витаминов и воды.
  3. Калорийность.Получаемое ребенком питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма. В течение дня пищу распределяют примерно так: 35-40% приходится на обед, 10-15% — на полдник, остальное – равномерно, примерно по 25%, на завтрак и ужин.
  4. Режим.Еще 20-30 лет назад важность режима приема пищи признавалась абсолютно необходимой для всех детей, начиная с рождения. Но сегодня, когда груднички получают мамино молоко в любое время суток, многие родители высказывают сомнения в необходимости соблюдения режима питания и для детей дошкольного возраста. Стоит ли настаивать на режиме, если мы, взрослые, едим только тогда, когда голодны? Врачи-диетологи отвечают на этот вопрос утвердительно. При отсутствии фиксированного режима питания организм ребенка вынужден работать с большим напряжением, что может привести к различным сбоям деятельности желудочно-кишечного тракта. Поэтому соблюдать режим необходимо хотя бы до 10-12 лет. Да и после не помешает!

Основные плюсы садовского питания

Небольшой статистический опрос, в котором родителям было предложено ответить, устраивает ли их то, как кормят их ребенка в детском саду, показал, что большинство родителей детсадовским питанием вполне довольны. Более того, многие из них признались, что даже не заглядывают в меню, целиком и полностью доверяя поварам дошкольных учреждений. И это не случайно. Мало кто из работающих мам может похвастаться тем, что их дети получают разнообразное и сбалансированное питание – как ввиду нехватки времени на приготовление еды, так и из-за упорного нежелания детей употреблять полезную пищу. В детских садах же нормы должны неукоснительно соблюдаться (за этим следит Госсанэпиднадзор). Например, утренняя каша все реже появляется на нашем столе, уступая место бутербродам и сухим завтракам, в то время как в детском саду малыши получают ее каждый день. Еще один несомненный плюс – все тот же режим питания, который не всегда удается соблюдать дома. И, наконец, невероятно, но факт: многие дети в садике едят то, что никакими уговорами их не заставишь съесть дома!

Организация питания детей в детском саду имеет большое значение, поскольку здесь ребенок проводит бòльшую часть дня и получает основной суточный рацион.

Основные принципы организации питания в детском саду

vСоставление полноценных рационов питания. В основу меню положено использование набора продуктов, утвержденного для каждой возрастной группы (в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.04.2013 и другими нормативными документами).

vИспользование разнообразного ассортимента продуктов, гарантирующих сбалансированность рациона по всем пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, углеводы, витамины, минеральные вещества.

vАдекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые качества и сохранность пищевой ценности.

vСтрогое соблюдение режима питания, отвечающего физиологическим особенностям детей различных возрастных групп. Для детей в возрасте до 3 лет и от 3 до 7 лет составляются раздельные меню в соответствии с их возрастной потребностью в основных пищевых веществах.

vСоблюдение правил эстетики питания, воспитание необходимых гигиенических навыков в зависимости от возраста и уровня развития детей.

vИндивидуальный подход к каждому ребенку, учет стояния его здоровья, особенностей развития, периода адаптации, наличия хронических заболеваний.

vОбеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемом продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

vПовседневный контроль за работой пищеблока, доведением пищи до ребенка, правильной организацией питания детей в группах.

Однажды, увидев в детсадовском меню молоко, мама Саши всплеснула руками и спросила воспитательницу: «Мой сын, наверное, его никогда не пьет?» Каково же было ее удивление, когда выяснилось, что ребенок не только не отказывается от молока и охотно выпивает компот вместе с ягодами, на которые дома и смотреть не хочет, но и прекрасно ест нелюбимую овсянку!

Малоежки и копуши

К сожалению, не все дети оказываются такими сговорчивыми, как Саша. Если малыш плохо ест в саду, причин может быть несколько.

Резкий контраст между детсадовским меню и тем, что ребенок привык есть дома.

Несоответствие режима питания дома и в детском садике.

Выход: постарайтесь приблизить домашнее меню и режим питания к детсадовскому (кстати, в идеале это нужно сделать еще до поступления в детский сад).

Период адаптации. Возможно, малыш еще окончательно не адаптировался к новому месту пребывания.

Выход: будьте терпеливы. Пройдет некоторое время, и ребенок привыкнет к садику и его особенностям.

Ваш малыш не успевает поесть за отведенное время.

Выход: если Ваш ребенок – копуша, поговорите с воспитателями, пусть они его не торопят. Бывает, что слишком медлительный ребенок просто не успевает съесть свою порцию вместе со всеми детишками, как бы он ни старался.

Нередки случаи, когда дети, особенно в младших группах, почти ничего не едят. Если попытки приучить ребенка к детсадовской трапезе пока не увенчались успехом, можно попробовать следующую схему кормления: завтрак есть дома перед тем, как отправиться в садик, а сразу по приходе из садика плотно поужинать. Никакого криминала в дополнительном ужине перед сном тоже нет. Не помешает также узнать, что именно отказывается есть Ваш ребенок в детском саду.

Если Ваш малыш и дома никогда не отличался особым аппетитом, то не стоит ожидать, что желание поедать завтрак, обед и ужин, не забывая о полднике, вдруг «проснется» в садике (хотя иногда такое случается). Ребенок бодр и весел? Значит, поводов для беспокойства у Вас нет

 

 

66445533

Рекомендация для родителей «Правильное питание для дошкольников»

“Человек рождается здоровым,

все его болезни приходят

к нему через рот с пищей”

Гиппократ

Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека. Мы чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или, что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка. Вы сформируете его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от вас будет зависеть его будущее здоровье. Важно правильно организовать питание детей. Все процессы, протекающие внутри человеческого организма – носят ритмичный характер. Режим питания важен в любом возрасте, особенно велико его значение для детей и подростков. Регулярное питание призвано обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня. Вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 разовый приём пищи через каждые 3-4 часа. Питание должно быть разнообразным, это служит основой его сбалансированности. Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор. В рацион ребёнка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные,

растительные;

Еда ребёнка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Надо помочь ребёнку “распробовать” вкус разных блюд. Проявите фантазию, боритесь с возникновением у ребёнка консервативностью к еде. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, возможную непереносимость продуктов.

Количество энергии, поступающей в организм с продуктами, равно количеству энергии, затраченной ребёнком. Еда должна приносить радость! Она служит важным источником положительных эмоций. Замечено, что больше всего наслаждения получает не обжоры, а гурманы, для кого еда – приключение, кто любит пробовать диковинные блюда, знакомится с кухнями разных народов, осваивать новые рецепты и необычные блюда. Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Во время еды категорически не рекомендуется обсуждать любого рода проблемы, особенно семейного характера. Все негативные эмоции должны быть забыты, за столом должен царить мири покой. Помните: “Когда я ем- я глух и нем” и “Лучше молчать, чем говорить”. Последнее касается такого объекта семейной любви, как телевизор. Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление: семейный стол – место, где всем уютно, тепло и, конечно вкусно!

Родителям на заметку:

Домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. Знакомьтесь с меню, его ежедневно вывешивают в ДОУ;

Перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада;

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребёнок будет плохо завтракать в группе;

Вечером дома важно дать ребёнку именно те продукты и блюда, которые он не получил днем;

В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского еда.

Знание правил этикета всегда отличает воспитанного, культурного, достойного человека, а именно таким мы хотим видеть наших малышей. Соблюдение правил поведения за столом также важно и с точки зрения правильного питания. Чем раньше ребёнок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Чему вы научите ребёнка в раннем возрасте, останется на всю жизнь. Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если вы будете мягко, но настойчиво объяснять ребёнку, почему так делать нельзя.

Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть развалившись, то прольёшь на себя суп из ложки… Этикету сложно научить лишь постоянным повторением правил поведения. Ребёнок смотрит, как ведут себя взрослые. Родители! Помните об этом!

Как правильно сидеть за столом:

Садиться за стол можно только с чистыми руками;

Сидеть надо прямо, не раскачиваясь;

На стол можно положить только запястья, а не локти;

Руки следует держать как можно ближе к туловищу;

Сидя за столом, можно лишь слегка наклонить голову над тарелкой;

Разговаривать во время еды естественно и прилично, особенно во время праздничного застолья, но не с полным ртом.

Во время еды следует:

Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно;

Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынут, а не дуть на них;

Есть беззвучно, а не чавкать;

Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует;

Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа;

Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.

Не забывайте пользоваться салфетками!

О правилах гигиены питания.

“Чистота – залог здоровья!”, “Мойте руки перед едой!” — старые призывы многих поколений. Показывайте ребенку хороший пример, заботясь о себе, поддерживая себя в ухоженном состоянии и следуя тем же самым привычкам, которые вы хотите научить своего ребенка. Лучшим средством от микробов является регулярное мытьё рук. Научите вашего ребёнка мыть руки каждый раз, когда он приходит с улицы, после пользования туалетом и перед едой, после того, как он поиграет с животными. Когда детям нравится содержать себя в чистоте, они приобретают эту привычку на всю жизнь. Ежедневно помогайте своему ребенку приобретать и закреплять навыки безопасного питания.

Научите вашего ребёнка:

Соблюдать правила личной гигиены;

Различать свежие и несвежие продукты;

Осторожно обращаться с незнакомыми продуктами.

Крепкие зубы – это не только красивая улыбка, это – здоровье ребёнка. Значение здоровых зубов трудно переоценить. Они нужны, чтобы пережевывать пищу. Вот что надо делать, чтобы зубы у ребенка оставались как можно более здоровыми.

ежедневно чистить зубы утром и вечером не менее двух минут. Чистить зубы надо начинать с того момента, как прорезался первый зуб.

после вечерней чистки зубов ребенку в рот не должно попасть ни молоко, ни какая-либо другая пища, иначе смысл чистки теряется. Допустима только вода, естественно без сахара.

Увеличить количество твердой пищи (яблоки, морковь, груши и т. д.). Лучше предложить ребёнку кусочек яблока, чем пюре. Яблоко и очистит зубы, и помассирует десны.

Снизить количество поступаемых углеводов. Гораздо лучше для зубов, если ребенок сразу съест целую шоколадку и сразу после этого почистит зубы, чем если он растянет эту шоколадку на целый день.

Игры по питанию для детей и родителей.

Игра – это наиболее действенный для ребёнка способ познания и взаимодействия с окружающим миром. Итак, играем.

“Каши разные нужны”. Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие крупы он знает, и ответить, как будут называться вкусные каши из этих круп? (Каша из гречи – гречневая; каша из риса – рисовая и т. д.)

“Магазин полезных продуктов”. «Покупатель загадывает любой полезный продукт, затем, не называя, описывает его (называет его свойства, качества, то, что из него можно приготовить, чем он полезен) так, чтобы продавец сразу догадался, о каком продукте идет речь. Например: Покупатель. Дайте мне жидкость белого цвета, которая очень полезна для костей и зубов человека. Её можно пить просто так или варить на ней кашу. Продавец. Это молоко! Далее пары «продавец – покупатель» меняются ролями и игра продолжается.

Игры-загадки.

Придумай фрукты (овощи) на заданную букву.

Назови овощи только красного цвета.

Посчитай фрукты (овощи) (одно яблоко, два яблока…пять яблок).

Какие продукты понадобятся для того, чтобы приготовить… (борщ, пюре, запеканку, омлет, компот).

Назови 5 полезных продуктов и 5 вредных продуктов. Объясни, в чем их польза, а в чем вред.

Вспомни и назови 5 разных… (овощей, фруктов, круп, молочных продуктов, хлебобулочных изделий и т. д.)

Назови, какие блюда можно приготовить из (черники, яблока, капусты).

Например: из черники можно приготовить черничный пирог, черничное варенье, черничный сок.

Как организовать рациональное питание дома

Полноценным «строительство» детского организма станет в том случае, если Ваш малыш ежедневно будет иметь в своем рационе: 500 мл молока или кисломолочных продуктов в натуральном виде или вместе с чаем, злаковым кофе;

40 г. творога, одно яйцо;

60-70- г мяса (и не реже двух раз в неделю столько же рыбы — без нее детскому организму не обойтись, особенно головному мозгу);

20 г. сливочного масла, 7-10 г растительного масла (последнее лучше всего в натуральном виде, так как в нем есть те вещества, которые помогают становлению ЦНС, желудочно- кишечного тракта, гормональной системы);

150-200 г овощей (морковь, свекла, капуста и др.); фрукты — лучше всего те, которые растут в местности, где родился малыш;

40 г. сахара, крупяные блюда, а лучше ассорти (гречка, овсяные хлопья, рис и др.); хлеб — для детей этого возраста уже преимущественно черный;

Лучше всего весь объем пищи распределить на 4 приема и соблюдать несколько весьма полезных правил:

голод утоляют не сладкой пищей (берегите поджелудочную железу, а продуктами, содержащими белок (орехи, молоко, творог, овощи, фрукты и т. д.);

любой прием пищи лучше всего начинать с овощей или фруктового сока;

выпивать перед ночным сном стакана кефира;

утром, если интервал между пробуждением и завтраком в детском саду более 1,5 часа, можно утолить чувство голода половинкой яблока, 1-2 грецкими орехами, салатом из овощей, небольшим ломтиком сыра, чашки сока, галетным печеньем;

интервал между приемами пищи должен быть в пределах 3,5 – 4 часов; одинаково плохо для здоровья и сокращение, и удлинение интервалов.

Особенности питания детей в зимний период

Зимний период имеет свои особенности в организации правильного питания ребенка. Низкая температура воздуха оказывает определенное влияние на организм ребенка. Прежде всего, это повышенная отдача тепла, т. е. высокие энергетические затраты организма, что влечет за собой напряженность всех видов обмена веществ. В целях компенсации растущих энергетических потерь в первую очередь необходимо увеличить белковый компонент пищи. Ребенок ежедневно должен получать мясные и рыбные блюда и молочные продукты, в том числе творог. Особенно полезны кисломолочные продукты, белок которых легче усваивается, а главное – они положительно влияют на состав микрофлоры кишечника и тем самым поддерживают оптимальное состояние здоровья ребенка. В зимний период ребенок чаще болеет простудными заболеваниями, острыми респираторными и другими инфекциями. Устойчивость ребенка к заболеваниям во многом определяется достаточной обеспеченностью его организма витаминами. Особенно высока роль таких витаминов, как аскорбиновая кислота, витамины группы В, витамин А, а также каротин, из которого вырабатывается витамин А. Поэтому в рацион ребенка целесообразно ежедневно включать продукты, наиболее богатые витаминами: свежие овощи, фрукты, зелень. Известно, что зимой за время долгого хранения содержание витаминов в овощах и фруктах резко снижается. Поэтому наряду со свежими овощами и фруктами детям целесообразно давать соки, фруктовые и ягодные пюре промышленного производства, обогащенные витаминами. Можно использовать и быстрозамороженные продукты, в которых, благодаря современным технологиям, гарантирована сохранность витаминов.

22119543210

Рекомендации родителям по организации питания дошкольников.

 Питание – это необходимая потребность организма и обязательное условие существования человека. Ещё Гиппократ сказал, что человек рождается здоровым, а все его болезни приходят к нему через рот с пищей.

Детский организм развивается бурно и быстро. Поэтому очень важно правильно организовать питание детей.

В детском саду рацион, согласно нормативным документам, включает в себя весь необходимый набор продуктов. Специально рассчитывается их калорийность и энергетическая ценность, организуется режим питания. Таким образом, обеспечивается суточная потребность в пищевых веществах и энергии у детей примерно на 75 – 80%.

Родители, помните!

  • Домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. Знакомьтесь с меню, его ежедневно вывешивают в ДОУ.
  • Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае, можно напоить его кефиром или дать яблоко.
  • Вечером дома важно дать малышу именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.
  • В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада.
  • В рацион ребенка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные.
  • Регулярное питание обеспечивает равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня, вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 приемов пищи через 3-4 часа.
  • Рацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом, должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников, питание во время болезни – от питания в обычное время, летний стол – от зимнего.
  • В идеале еда ребенка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Попытайтесь помочь ребенку «распробовать» вкус разных блюд. Проявите фантазию и боритесь с возникающей иногда у детей консервативностью в еде. Не забывайте учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
  • «Чистота – залог здоровья!», «Мойте руки перед едой!» — знакомые призывы. Как всем нам известно, лучшим средством от микробов является регулярное мытье рук. Научите вашего малыша мыть руки каждый раз, когда он приходит с улицы, после пользования туалетом и перед едой.
  • Знакомьте ребенка с правилами этикета за столом. Упущенный навык в определенном возрасте позже создает трудности, прежде всего для ребенка. Ребенок смотрит, как ведут себя взрослые за столом. Родители, помните об этом!
  • Еда должна приносить радость! Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Все негативные эмоции должны быть забыты, а за столом должны царить мир и покой. Время обеда лучше посвятить еде и своей любимой семье.

Помните, правильное питание — залог здоровья дошкольников.

Советы родителям о питании дошкольников

Советы родителям

Чтобы расти и интенсивно развиваться, детям необходимо постоянно восполнять запасы энергии. Нехватка любых пищевых веществ может вызвать задержку роста, физического и умственного развития, а также нарушение формирования костного скелета и зубов. В особенности это касается детей дошкольного возраста. Почему вопросы питания дошкольников являются такими важными? Потому что, к сожалению, большинство заболеваний сегодня начинают формироваться именно в этом возрасте. Это хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, такие как хронические гастродуодениты, холецистохолангиты и даже язвенная болезнь. Более того: именно нарушения в питании детей являются одной из основных причин и других хронических заболеваний детей.

Чем кормить детей дома?

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают три раза в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого “организованного” ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада, используя рекомендации медицинского работника детского учреждения.

Утром перед отправлением ребенка в детский сад не кормите его, так как он потом будет плохо завтракать в группе. Ну а если вам приходится отводить его очень рано, напоите кефиром или дайте яблоко. А как же происходит в большинстве семей? Мама утром торопится на работу и начинает насильно кормить ребенка. Малыш нервничает, из-за этого у него не выделяются пищеварительные ферменты, спазмируется желчный пузырь и не выходит желчь для переваривания пищи. Мама считает, что у него плохой аппетит, но ведь нельзя его отпустить из дома голодным! И насильное кормление продолжается!

Несколько слов об аппетите

Если у ребенка плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе. Есть истина, которую должна знать каждая мама: не так важно, сколько съест ребенок, намного важнее – сколько он сможет усвоить! Еда, съеденная без аппетита, вряд ли принесет пользу организму. Для улучшения аппетита ребенка надо не перекармливать, следует больше гулять и двигаться, спать в проветренном помещении, в общем, максимально придерживаться требований здорового образа жизни. Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии, избегайте ссор и неприятных разговоров за столом — это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит. Не давайте малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положите чуточку добавки. И вообще: стоит ли так бояться голода? Лучше съесть с аппетитом кусок хлеба, тщательно его пережевывая, чем под материнский крик – ранний завтрак, который вряд ли переварится. Если прием пищи становится мучением для матери и ребенка, то у ребенка может возникнуть отвращение к еде. Еда должна быть для ребенка удовольствием. Не добивайтесь аппетита принуждением! Ведь это первый шаг к желудочно-кишечной патологии.

Почему важно не спешить во время еды?

Переваривание пищи начинается во рту, где со слюной выделяется фермент амилаза, который уже в полости рта начинает расщеплять углеводы. Чем медленнее и спокойнее идет процесс обработки пищи во рту, тем лучше она будет переварена в желудке. Кроме того, слюна смачивает пищевой комок, и он легче проходит через пищевод. Таким образом, главное – научить ребенка жевать. Хуже всего, когда ребенок торопится и глотает куски. Эти куски плохо перевариваются, и организм почти ничего не усваивает. И тогда непереваренная пища проходит в двенадцатиперстную кишку, тонкую и толстую кишки – и травмирует их.

 

Почему надо избегать перекармливания?

Аппетит снижается и у перекормленных детей. Их бесконечно пичкают всякими вкусными яствами. Они не знают чувства голода, а следовательно, не знают положительных эмоций при его утолении. Оказывается, чувство голода, конечно, не хроническое и утоляемое, даже полезно.

Откажитесь от фаст-фуда!

Безусловно, каждый врач скажет, что чипсы и гамбургеры вредны, а молочные продукты и овощи полезны. С другой стороны, детям достаточно трудно внушить мысль о пользе несоленой пищи, приготовленных на пару овощей. Почему так изменились пищевые стереотипы? Почему вместо обычной картошки дети предпочитают картофельные чипсы, вместо хлеба – сухарики из пакетика? Несомненно, огромную роль играет реклама, формируя и у ребенка, и у его родителей образ современного чада. Кроме того, срабатывает чувство стадности. Стремление ребенка быть «как все» в большинстве случаев подавляет голос разума.

Родителям стоит помнить, что на формирование вкусовых пристрастий детей влияют в первую очередь гастрономические предпочтения членов семьи, атмосфера в доме и в обществе в целом. Если взрослые, ссылаясь на нехватку времени, питаются «на бегу», заменяя полноценные приемы пищи перекусами, то трудно ожидать от ребенка иного поведения. Продукты так называемого «фаст-фуда», например чипсы, достаточно калорийны, за счет чего подавляют активность пищевого центра, и ребенок не хочет есть основное блюдо. Именно в этом и заключается вредность так называемой мусорной еды.

Следует разъяснять детям, почему полезны те или иные продукты, что они дают организму и какой вред может причинить систематическое употребление еды «фаст-фуд».

Оказывается, наименьшее количество вредных веществ, включая азотистые соединения, а также радиоактивные элементы, содержится в крупах (зерна злаковых культур). Поэтому не забывайте о кашах! В них имеется много необходимого для роста, хорошо усвояемого растительного белка, углеводов, витаминов и микроэлементов. Для увеличения витаминов группы B можно в каши добавлять сырые отруби или дрожжи (по одной чайной ложке).

Все дети нуждаются в свежих фруктах. Если они вам недоступны, используйте лесные и дикие ягоды – их человек еще не успел испортить удобрениями. Заготовьте на зиму побольше клюквы (она хорошо сохраняется на морозе), черники, калины. Сделайте заготовки из садовых ягод: черной смородины, малины, облепихи и т.п. Витаминов в них достаточно.

Рацион дошкольника: рекомендации родителям

Принципы детского питания

В пищу дошкольнику годятся далеко не все блюда, которые едят не только его родители, но даже старшие братья и сестры.

Меню маленького ребенка состоит из более легко усваиваемых продуктов, приготовленных с учетом нежной и пока незрелой пищеварительной системы.
Также у маленьких детей другая потребность в энергетической ценности пищи.
Для организации правильного питания дошкольников родителям следует руководствоваться следующими принципами:
— адекватная энергетическая ценность,

— сбалансированность пищевых факторов,

— соблюдение режима питания.

На столе должна быть разнообразная и вкусная пища, приготовленная с соблюдением санитарных норм.

Рацион ребенка от трех до семи лет обязательно содержит мясо, рыбу, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, а также овощи и фрукты. Не меньше трех четвертей рациона должна составлять теплая и горячая пища.
Можно и нельзя

Источником белка − строительного материала для быстро растущего организма − являются мясо, яйца, творог и рыба. Для питания дошкольников лучшим мясом считаются нежирная телятина, куры, индейка. Из рыбы предпочтительнее всего треска, судак, минтай, хек, навага и горбуша.

Деликатесы, копчености, икра и прочие «праздничные» блюда и давать лучше по праздникам − они раздражают слизистую желудка и кишечника, а большой ценности не представляют.

Вопреки распространенному мнению, жареную пищу давать маленьким детям можно, хотя лучше отдать предпочтение вареным или тушеным блюдам. Котлеты и фрикадельки можно зажаривать, но не сильно − жир, на котором их жарят, способен вызывать изжогу. Куда лучше приготовить их на пару или в соусе.

Что и сколько

Каждый день ребенок должен получать молоко и молочные продукты − кефир, ряженку, нежирный творог и йогурт.Их можно приготовлять на завтрак, полдник или ужин, использовать как в натуральном виде, так и в запеканках, бутербродах и десертах.

Овощи, фрукты и соки из них также требуются дошкольнику ежедневно. Для полноценного питания дошкольнику необходимо 150–200 г картофеля и 200–250 г других овощей в день. В их числе − редис, салат, капуста, огурцы, помидоры и зелень. Фруктов и ягод нужно тоже немало − 200–300 г в свежем виде, плюс соки и нектары. Свежие овощи и фрукты − главный источник витаминов для ребенка.

Вдобавок к мясу и овощам, детям нужны хлеб и макароны из твердых сортов пшеницы, а также жиры в виде сливочного и растительного масел.

Соблюдаем режим

Чтобы ребенок ел хорошо, еда должна доставлять ему удовольствие. Капуста и каша вызывают не меньшую радость, чем кусок пирога, если и то, и другое равно вкусно и красиво. Дети любят интересно оформленные блюда из разнообразных продуктов.

Кроме того, очень важно соблюдать пищевой режим. Если ребенок ест слишком редко, с большими интервалами, от голода его умственные и физические способности снижаются, а стремление наестся поплотнее может стать дурной привычкой. Если же ребенок ест слишком часто, у него ухудшается аппетит, он не успевает проголодаться.

Оптимальным режимом считаются четыре приема пищи в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Калорийность блюд должна распределяться так: 25 процентов суточной нормы приходится на завтрак, 40 процентов − на обед, 15 процентов − на полдник и 20 процентов − на ужин.

Ребенок, посещающий детский сад, чаще всего три из четырех раз ест там. Дома он получает только ужин. Родителям имеет смысл брать в саду копию меню на неделю, чтобы не готовить на ужин то, что в этот день ребенок уже ел.

Также стоит учитывать, что не все продукты необходимо давать детям ежедневно. Так, в списке продуктов на каждый день находятся молоко, масло, хлеб, мясо и фрукты. А вот рыбу, яйца, сметану и твердый сыр достаточно получать раз в два-три дня.

Желания и безопасность

Маленьким детям следует готовить пищу так, чтобы она была безопасна для них. Малыш может подавиться куском мяса, поэтому его лучше готовить, предварительно нарубив или размолов в фарш.

Овощи можно отварить и измельчить, приготовить из них запеканку, котлеты или оладьи. Из рыбы при готовке нужно тщательно выбрать все кости, чтобы малыш не подавился.

А что делать, если ребенок не желает есть какие-то продукты? Для начала попробуйте выяснить, почему он не хочет их есть. Перед тем, как предложить еду малышу, попробуйте ее сами. Возможно, она просто не кажется ему вкусной.

Измените рецептуру, добавьте в продукт чего-нибудь еще, или, наоборот, добавьте его в какое-нибудь другое блюдо. Не заставляйте ребенка есть уговорами и тем более угрозами − этим можно добиться только полного отвращения.

Завершающий штрих

Нельзя обойти вниманием и напитки. Ребенку можно предложить чай, компот, кисель, фруктовые и овощные соки и нектары, отвары ягод и молоко. Однако следует контролировать состав всех напитков – за исключением разве что чистой питьевой воды.

Особенно тщательно надо следить за количеством сахара. Для дошкольника дневная норма составляет 50 г. В стандартной банке сладкого газированного напитка содержится примерно недельная норма сахара, поэтому такие напитки лучше и вовсе исключить или разрешать в небольших количествах и очень редко.

В заключение можно сказать, что готовить ребенку отдельно − зачастую означает делать двойную работу. Так что соблюдение принципов рационального питания для малыша − хороший повод употреблять здоровую пищу и для взрослых. Сокращайте на столе долю острых, жареных и жирных блюд в пользу овощей, фруктов и полезных напитков.